РОБЕРТ СВЯТОПОЛК-МИРСКИЙ


Форум для обсуждения книг писателя


ДВОРЯНИН МЕДВЕДЕВ


и другие действующие лица

 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
ПРАВИЛА: правил никаких НЕТ - каждый может свободно выражать свое мнение в цивилизованной форме кириллицей, латиницей или любым другим шрифтом, понятным для остальных, помня при этом, однако, что употребление не нормативной лексики, а также оскорбительный или унизительный тон высказываний приведут к немедленному изъятию записи администрацией форума.

АвторСообщение
администратор




Сообщение: 69
Зарегистрирован: 29.03.08
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.06.08 21:22. Заголовок: Гольшанский замок



Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или корчма. Торговые ряды на рыночной площади и замок феодала на окраине. Церковь и костел, и старинный монастырь. Кресты и каплица на въезде с четырех сторон. Столетиями складывался здесь архитектурный ансамбль, придающий Гольшанам местечковый колорит. Сохранность объектов различна, но все они поддаются реставрации или консервации.

Интересны Гольшаны и своей древней историей, и необычайной аурой, созданной обаянием здешней природы, гармоничностью архитектуры, мистичностью старинных легенд и современного фольклора.

Основание Гольшан связывают с легендарным Гольшей и относят к 1280 году. Согласно “Хронике Быховца”, “…четвертый брат великого князя Наримунда, Гольша, перешел реку Вилию и нашел гору красивую между горами, и создал город, и назвал своим именем Гольшаны”.

Потомки легендарного Гольши стали именоваться князьями Гольшанскими. Род был богатый и влиятельный. Подписи Гольшанских одними из первых стоят на важнейших дипломатических актах того времени. Мужчины рода Гольшанских занимали высшие государственные должности (друг и соратник Витовта Иван Альгимунтович), женщины побывали на великокняжеском и королевском престолах (жена великого князя Витовта праведная Ульяна, королева Польши, основательница династии Ягеллонов Софья).

В 1481 году король польский и великий князь литовский Казимир Ягеллон едва не погиб от рук своих родичей Гольшанских. Православные князья Иван Гольшанский, Федор Бельский и Михаил Олелькович, недовольные привилегиями католиков, сговорились убить Казимира на свадьбе Бельского и захватить власть в стране. Буквально накануне исполнения заговор был раскрыт. До сих пор остается тайной, была это случайность или среди заговорщиков оказался предатель. Бельскому удалось бежать в Москву, а Гольшанский и Олелькович были арестованы и приговорены к смертной казни.

Эти исторические события легли в основу одной из сюжетных линий “Черного замка Ольшанского” – известного романа Владимира Короткевича. Прообраз “черного замка” и сегодня можно увидеть на окраине Гольшан: поросшие кустарником руины с обрушенными сводами и полузасыпанными подземельями все еще хранят отпечаток былого величия и своеобразной мрачноватой красоты.

Гольшанский замок был построен подканцлером Великого княжества Литовского Павлом Стефаном Сапегой. Гольшаны достались Сапегам в первой половине XVI века в качестве приданого последней княжны из рода Гольшанских. Замок сохранился лишь на треть, и сейчас трудно поверить, что во времена Сапег он считался одним из красивейших в Беларуси.

По своей планировке Гольшанский замок напоминает Мирский: корпуса, сложенные из большемерного кирпича-“пальчатки”, образуют замкнутый четырехугольник, по углам которого возвышались шестигранные башни. Сохранились северо-восточный и северо-западный корпуса и две угловые башни. Во внутренний двор замка ведет арочный проезд. Напротив въезда заметны руины каплицы, первоначально вмурованной в противоположный корпус.

В отличие от Мирского само здание Гольшанского замка не играло определяющей оборонной роли, хотя и сохранило многие черты более раннего оборонного зодчества. В этот период (XVI – первая половина XVII в.) в Беларуси получили распространение итальянская и голландская фортификационные системы, согласно которым линия обороны была перенесена со стен и башен на валы с бастионами. В Гольшанском замке использована голландская система с земляными валами и широкими рвами, которые заполнялись водой из ручья Карабель – притока Гольшанки. Отдаление линии огня от жилого здания позволило строить его как репрезентативную магнатскую резиденцию, пышный дворец с парадными залами, широкими лестницами, большими окнами. Под корпусами сохранились обширные сводчатые подвалы (сейчас в основном засыпанные).

Второе по величине монументальное сооружение Гольшан – костел и монастырь, построенные Павлом Стефаном Сапегой для ордена францисканцев в начале XVII века в центре местечка. Костел был торжественно освящен 6 августа 1618 года во имя Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста. Согласно инвентарю 1675 года, костел был прямоугольный в плане, с полукруглой апсидой и тремя куполами. В фундаторской каплице находилось мраморное скульптурное надгробие Павла Стефана Сапеги и трех его жен (сейчас в Музее древнебелорусской культуры ИИЭФ НАН Республики Беларусь).

В 70-х годах XVIII века костел был частично разобран и перестроен. В виде, приобретенном после перестройки, он сохранился до нашего времени. Костел представляет собой трехнефную безапсидную прямоугольную в плане базилику. Передний и задний фасады завершены фигурными фронтонами, характерными для стиля барокко.

В 50-е годы XX века костел был закрыт и разграблен. В результате практически полностью утеряна роспись XVIII века, за исключением фресок в боковом нефе (герб Сапег) и в главном алтаре (сцена крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем). Роспись алтарной части выполнена особенно впечатляюще: мастерски нарисованные на плоской стене колоннады и аркады создают полную иллюзию полукруглой апсиды.

С северо-западной стороны к костелу примыкает П-образное двухэтажное здание монастыря с внутренним двором без сквозного проезда. Монастырь построен по галерейной системе. На первом этаже размещались кухня, пекарня, кладовая, восковая, трапезная. Наверху были кельи и библиотека. В массивных монастырских стенах проходила система дымоходов, позволявших отапливать все помещения только от трех каминов. Сейчас камины и дымоходы засорены. В послевоенные годы, когда в здании размещался детский дом (с 1947 года) и вспомогательная школа-интернат (с 1962 года), вместо трех каминов пришлось построить 85 кафельных печей. За почти четыре столетия своего существования монастырь практически не перестраивался и сохранил свою первоначальную планировку.

Из двух угловых шестигранных башен сохранилась одна, северная. Возможно, ранее в ней размещалась монастырская каплица. Местные легенды называют ее “башней призраков”: в помещении первого этажа с нервюрным сводом и глубокими нишами время от времени появляется тень Белой дамы.

С 1990 года костел и примыкающая к нему часть монастыря переданы верующим. Здесь завершается ремонт. Большая часть монастырских корпусов занята филиалом Национального художественного музея. В нескольких помещениях открыта экспозиция, в остальных реставрационные работы заморожены из-за нехватки средств.

Церковь Святого Георгия расположена несколько в стороне от бывшей Рыночной площади по Замковой улице. Первый камень в ее фундамент был заложен 25 июля 1900 года, освящение состоялось 26 ноября 1901 года. Церковь построена по типовому проекту православного храма второй половины XIX века, с характерной луковичной главкой над основным объемом и шатровым завершением колокольни. Церковь действующая. За столетие своего существования она ни разу не перестраивалась и сохранила первоначальный интерьер.

На Замковой улице, на въезде со стороны Воложина, сохранилась столетняя трехъярусная каменная каплица с фигурой Христа, несущего крест. Недавно каплица отремонтирована.

На дороге, ведущей к Борунам и Крево, в полутора километрах от Гольшан, даже среди высоких холмов Ошмянской гряды выделяются крутые, поросшие лесом склоны гольшанского городища XII–XIV столетий. По некоторым версиям, здесь находился деревянный родовой замок князей Гольшанских.

Уже в 1554 году Гольшаны упоминаются как крупное ремесленное и торговое местечко. В это время тут действовали четыре корчмы, несколько заезжих дворов, ремесленные мастерские, пивоварни, водяные мельницы. На окраине местечка на реке Гольшанке сохранился деревянный остов водяной мельницы конца XIX века. Деревянные лавки и торговые ряды были сосредоточены на рыночной площади. В 30-е годы XX века между гольшанскими католиками и евреями – владельцами лавочек произошел конфликт. Прихожане костела были недовольны, что после базарных дней возле костела оставался мусор, и однажды, разозлившись, разрушили деревянные лавки, портившие вид площади рядом со святыней. В дело вмешались власти, состоялся суд, который вынес решение: разрешить евреям построить посередине площади солидные каменные торговые ряды. Торговцы побогаче заняли магазины со стороны фасада, победнее – сзади. В советское время торговые ряды были приспособлены под государственные магазины. Сейчас здание пустует, за исключением небольшой части, где разместилось частное мини-кафе в ретро-стиле, хотя с точки зрения развития инфраструктуры и привлечения туристов оно обладает значительным потенциалом.

К 30-м годам XX века относится и характерная местечковая жилая застройка в центре Гольшан. Ранее на Замковой улице стояли ветхие деревянные дома. Хозяева-евреи застраховали их на крупные суммы. А потом вдруг случился большой пожар… На страховку были построены добротные дома-“мурованки” из кирпича, крытые оцинкованной жестью. Двери торцовых фасадов выходили прямо на улицу, потому что в каждом доме была или лавка, или мастерская. В рядовой застройке выделяется “гмина” – административное здание времен, когда Западная Беларусь входила в состав Польши. Многие дома на Замковой улице сохранились практически без перестройки до нашего времени.

В книге “Памятники архитектуры и градостроительства Белоруссии” Владимир Чантурия писал: “Гольшаны… это своеобразный музей под открытым небом, который собрал в своей экспозиции типичные приемы застройки земельных участков и традиционные типы жилья, присущие району торговых площадей в небольших поселениях дореволюционной Белоруссии”.

Идея экомузея – музея под открытым небом, где сохранена или воссоздана естественная историческая среда, традиционная для данного народа, – необычайно популярна сегодня во всем мире. Гольшаны представляются наиболее подходящим местом для создания экомузея традиционного белорусского местечка. Здесь на небольшой территории компактно сосредоточено множество объектов, интересных с исторической, архитектурной и туристической точек зрения: замок, костел, монастырь, церковь, каплица, городище, торговые ряды, жилая застройка, административное здание гмины, водяная мельница. В совокупности они формируют архитектурно-исторический ландшафт, характерный для местечка. Несомненное достоинство Гольшан – отсутствие ненатуральности, искусственности, так заметных в созданных “с нуля”, практически на пустом месте скансенах. Гольшаны – живое местечко, сохранившее свой неповторимый колорит.

ДВОРЯНИН МЕДВЕДЕВ - http://robertasmir.forum24.ru Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


администратор




Сообщение: 70
Зарегистрирован: 29.03.08
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.06.08 21:31. Заголовок: продолжение



Когда-то давно безродный молодой парень Гремислав Валюжинич полюбил знатную красавицу-княжну Ганну-Гордиславу Гольшанскую. Девушка ответила взаимностью. Об их тайных встречах прознал отец княжны, злобный и мстительный магнат. Почитая жестокие традиции средних веков, он, "блюдя" родовую честь, приказал замуровать юношу в одной из полутораметровых по толщине стен замка. С тех пор и до наших дней по галереям и подвалам замка беспокойно бродит тень Черного Монаха (как прозвали его местные жители), наводя смертный ужас на случайных прохожих...

Одна из самых старых и знаменитых легенд в Гольшанах – о Белой Даме.
Четыреста лет назад Павел Стефан Сапега выделил деньги на постройку костела и монастыря при нем. Строителям было обещано, что при выполнении заказа в срок те получат большое вознаграждение. Сперва все шло как по маслу, работа спорилась. И вдруг напасть какая-то: одна из стен монастыря рушится без каких-либо причин. В качестве работы каменщиков не стоило сомневаться, они свое дело знали. Но каждый раз уже трижды перестроенная стена вновь обваливалась. Словно некие темные силы вовсю старались помешать богоугодному делу. И вот, посовещавшись, строители решились на страшный поступок: первая из жен, которая принесет рабочим завтрак, будет принесена в жертву – замурована в злосчастную стену. Ночь напролет молился недавно женившийся рабочий, чтобы его молодая супруга, всегда первой прилетавшая на крыльях любви, на этот раз припозднилась. Но тщетно, девушка опередила всех. И поплатилась за это жизнью...

С той поры уже на протяжении трехсот лет по коридорам монастыря скитается неприкаянная душа молодой женщины. Не удивительно, что она недолюбливает мужчин. Каждый из них, повстречавшись с призраком ночью, выходит на утро практически седым. По свидетельствам очевидцев, несчастный попадает в некую зону, полностью лишенную законов гравитации. Обливаясь холодным потом, он может целую ночь бегать по помещениям, спасаясь от жуткого наваждения, но так и не найти выхода. При этом ориентация в пространстве у жертвы полностью потеряна – многие утверждают, что бегали по потолку. Но это только начало истории.

Несколько лет назад реставрация монастыря была в полном разгаре. Необъятные его подземелья, заваленные почти до потолка, рабочие день за днем терпеливо расчищали. Однажды двое из них, разбирая стену, наткнулись на полость внутри: после непродолжительного осмотра ее стало ясно, что за кладкой находятся останки замурованной заживо женщины. Неужели той самой? Появился шанс навеки упокоить призрачную душу, отпев ее в храме. Однако кости были преданы строителями земле без соответствующих религиозных обрядов. А вскоре здоровые, полные сил мужчины умерли один за другим в течение четырех месяцев. Неизвестным осталось и место захоронения останков. Самое интересное: по стене, как и 300 лет назад, пошла глубокая трещина...

С этого момента Белая Дама стала частым гостем в стенах монастыря и прилегающих к нему окрестностях. Очевидцев, наблюдавших девушку-привидение за последние пару-тройку лет больше, чем за все время существования здания. Так, сотрудники Гольшанского филиала Национального художественного музея РБ едва ли не ежедневно сталкиваются с разной "чертовщиной": то беспричинные многодневные постукивания в оконные стекла слышат, будто кто камешки бросает; то задремавшим работникам чья-то незримая рука тумаки отвешивает. А директору филиала музея Чеславе Окулевич доводилось даже тонкую прозрачную дамскую руку видеть, тянувшуюся к настенному выключателю.
Немалого страху натерпелись ночевавшие в монастыре две столичные журналистки. Пока одна девушка мирно посапывала, вторая любовалась выразительным сводчатым потолком. Вдруг, прямо на ее глазах, в одном из углублений стены стала концентрироваться какая-то тень, превращаясь в подобие холста или школьной доски. Когда тень разрослась до таких размеров, что полностью закрыла окно, словно кто-то мелом нарисовал на "доске" силуэт худенькой девушки, с длинной шеей, в полуистлевшей одежде. И вот это изображение стало плавно двигаться от ниши к окну и обратно, с каждым движением все ускоряясь и увеличивая амплитуду. Раскачалась до такой степени, что стала биться о спинку кровати спящей девушки. Свидетельницу аномалии охватила паника, но ни бежать, ни кричать сил не было, будто парализовало. Неожиданно с плачем вскочила с постели спавшая рядом журналистка – похожий кошмар преследовал и ее, только во сне. За окном занималось утро, а девчатам казалось, что эта "жуть" длилась несколько минут.

Довелось поволноваться и местному подростку Саше, надумавшему после полуночи прокатиться на велосипеде возле монастыря. На расстоянии 3–4 метров он увидел зависшую примерно в 20 сантиметрах над поверхностью земли фигуру женщины в белой, похожей на подвенечную, одежде с рукавами ниже пальцев, а вместо лица – черное пятно. Силуэт подзывал мальчика, махая рукой. Парень, бросив велосипед, дал тягу, на бегу ощущая иголочное покалывание в спину. А когда вернулся с дедом за транспортом, призрак исчез, но осталось некое холодное дуновение. О подобных встречах рассказывали и другие гольшанцы.
К сожалению, существует угроза утраты редкого ансамбля. Несколько лет назад обрушилась и была разобрана на кирпич одна из стен замка. Тревогу вызывает сложность организации экскурсий по замку в его теперешнем состоянии: большинство экскурсоводов не могут удержать туристов-школьников, взбирающихся на стены и башни, что способствует дальнейшему разрушению памятника. Требует внимания и здание францисканского монастыря.

ДВОРЯНИН МЕДВЕДЕВ - http://robertasmir.forum24.ru Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Сообщество помощи бездомным животным Помощь бездомным животным. Проект Хвосты.ru Прогноз погоды в городе Москва free counters Бесплатный анализ сайта