РОБЕРТ СВЯТОПОЛК-МИРСКИЙ


Форум для обсуждения книг писателя


ДВОРЯНИН МЕДВЕДЕВ


и другие действующие лица

 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
ПРАВИЛА: правил никаких НЕТ - каждый может свободно выражать свое мнение в цивилизованной форме кириллицей, латиницей или любым другим шрифтом, понятным для остальных, помня при этом, однако, что употребление не нормативной лексики, а также оскорбительный или унизительный тон высказываний приведут к немедленному изъятию записи администрацией форума.

АвторСообщение
администратор




Сообщение: 88
Зарегистрирован: 29.03.08
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.07.08 14:56. Заголовок: ИВАН III


Иван III. Образование единого государства — России. Свержение ига Орды. После кончины отца Василия II Темного (1462 г.) на престол вступил его сын и соправитель Иван III Васильевич (1462—1505). К тому времени ему было 22 года. Он продолжал политику своего родителя, прежде всего в делах объединения земель Руси вокруг Москвы и борьбы с Ордой. Человек осторожный, расчетливый, он медленно, но верно проводил свой курс на покорение удельных княжеств, подчинение своей власти разных владетелей, в том числе и родных братьев, возвращение русских земель, захваченных Литвой.

В отличие от своих предшественников, Иван III непосредственно не возглавлял войска на полях сражений, осуществлял общее стратегическое руководство их действиями, обеспечивал полки всем необходимым. И это давало свои, очень неплохие результаты. Несмотря на кажущуюся медлительность, он, когда нужно, проявлял решительность и железную волю.

Споры вокруг его имени начались еще при нем. Находились люди, из церковных и придворных кругов, недовольные его подчас крутой политикой по отношению к монастырям (одно время князь хотел отобрать у них земли) или некоторым вельможам, которые критиковали его, называли правителем нерешительным, даже трусливым (например, во время столкновения с Ордой в 1480 г.). Споры эти перешли и в среду историков XIX — XX вв. При всем том жизнь Ивана III, а судьба отмерила ему более шести десятков лет, была наполнена бурными и важными событиями, имевшими для истории Отечества значение исключительное.

Уже в конце правления Василия II Москва начала стеснять независимость “Господина Великого Новгорода” — его внешние сношения были поставлены под контроль московского правительства. Но новгородские бояре во главе с Марфой Борецкой, вдовой посадника Исаака Борецкого, стремясь сохранить самостоятельность республики, ориентировались на Литву. Иван III и московские власти расценили это как политическую и религиозную измену. Поход на Новгород московского войска, разгром новгородцев на реке Шелони, у Ильмень-озера (1471 г.) и в Двинской земле привели к включению обширных земель республики в число московских владений. Окончательно этот акт был закреплен во время похода на Новгород 1477—1478 гг.

В те же 70-е гг. частью Русского государства стала “Великая Пермь” (верховья Камы, населенные коми; поход 1472 г.), в следующем десятилетии—земли на Оби-реке (1489 г., здесь жили югорские и вогульские князьки со своими соплеменниками), Вятка (Хлынов, 1489 г.).

Присоединение новгородских земель предопределило судьбу Тверского княжества. Его теперь со всех сторон окружили московские владения. В 1485 г. войска Ивана III вошли в пределы Тверской земли, князь Михаил Борисович бежал в Литву. Тверичи целовали крест князю Ивану Ивановичу Молодому, сыну Ивана III и Марии Борисовны (сестры последнего тверского князя). Он получил от отца Тверь в удельное владение.

В том же году Иван III принял официальный титул “великого князя всея Руси”. Так рождалось единое Русское государство, а в источниках того времени-впервые появляется наименование “Россия”. Гербом государства стал заимствованный из Священной Римской (Германской) империи двуглавый орел.

Четверть столетия спустя, уже при Василии III, сыне Ивана III, к России присоединили земли Псковский республики (1510 г.). Этот акт носил формальный характер, так как фактически Псков был под контролем Москвы с 1460-х гг. Четыре года спустя в состав России включили Смоленск с его землями (1514 г.), еще позднее — Рязанское княжество (1521 г.), тоже фактически потерявшее самостоятельность еще в конце предыдущего столетия. Так. сложилась территория единого Русского государства.

Правда, оставались еще удельные княжества сыновей Ивана III, братьев Василия III — Юрия, Семена и Андрея. Но великий князь последовательно ограничивал их права (запрет чеканки своей монеты, сокращение судебных прав и др.).

Москва шла по пути централизации во всех делах. Иван III и его сын заставили платить налоги в казну частновладельческих крестьян, наравне с черносошными (государственными) и дворцовыми, ограничивали привилегии бояр, иерархов, монастырей в судебных и податных делах.

Судебник 1497 г.— первый кодекс законов единой России — закрепил единое устройство и управление в государстве. Высшим

учреждением была Боярская дума — совет при великом князе; ее члены управляли отдельными отраслями государственного хозяйства, исполняли обязанности воевод в полках, наместников в городах. Волостели, из “вольных людей”, осуществляли власть в сельских местностях — волостях. Появляются первые приказы — органы центрального управления, их возглавляли бояре или дьяки, которым великий князь “приказывал” ведать те или иные дела.

Судебник впервые в общегосударственном масштабе ввел правило, ограничивающее выход крестьян; их переход от одного владельца к другому теперь разрешали только один раз в году, в течение недели до и недели после Юрьева дня осеннего (26 ноября), после окончания полевых работ. Кроме того, выходцев обязали платить владельцу пожилое — деньги за “двор” — хозяйственные постройки.

Судебник ставит под контроль центра местное управление в лице кормленщиков. Вместо дружин создается единая военная организация — московское войско, основу которого составляют дворяне-помещики. Они по требованию великого князя должны являться на службу с вооруженными людьми из своих холопов или крестьян, в зависимости от величины поместья (“конно, людно и оружно”). Число помещиков при Иване III сильно выросло за счет холопов, послужильцев и иных; им раздавали земли, конфискованные у новгородских и прочих бояр, у князей из новоприсоединенных областей.

Наряду с объединением земель Руси, правительство Ивана III решило и другую задачу общенационального значения — освобождения от ордынского ига.

XV столетие стало временем заката Золотой Орды. Внутреннее ослабление, междоусобицы привели ее к распаду во второй — третьей четверти века на ряд ханств: Казанское и Астраханское на Волге, Ногайская Орда, Сибирское, Казанское, Узбекское — к востоку от нее. Большая Орда и Крымское — к западу и юго-западу.

Иван III в 1478 г. прекратил выплату дани Большой Орде— преемнице Золотой Орды. Ее правитель хан Ахмед (Ахмат) в 1480 г. повел войско к Москве. Он подошел к Оке в районе впадения в нее реки Угры, около Калуги, ожидая помощи от польского короля и великого князя литовского Казимира IV. Войско от того не пришло — помешали смуты в Литве.

У устья Угры в конце осени — начале зимы разыгрались многодневные сражения. Попытки ханской конницы перейти реку русские ратники отбили огнем из пушек, пищалей, стрельбой из луков. После ожесточенных схваток, потеряв большое число воинов, Ахмед бежал от Угры на юго-восток. Ему стало известно, что его владения в Орде подверглись нападению и погрому — туда по Волге приплыла русская рать.

Большая Орда вскоре распалась на несколько улусов, Ахмед-хан погиб. Русь сбросила окончательно ненавистное иго, терзавшее ее народ около двух с половиной столетий.

Россия стала в полном смысле независимым, сильным государством, и Иван III с гордостью мог заявить иноземным послам (на приеме в 1488 г.):

— Мы Божиею милостию государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы.

При московском дворе утверждается пышный церемониал, по византийскому образцу. Этому способствовала вторая женитьба Ивана III, после кончины первой супруги,— на Софье Палеолог, племяннице последнего императора Византии, павшей под ударами турок в 1453 г.

Возросшая сила Руси позволила ее политикам поставить на очередь дня возвращение исконных русских земель, утерянных в бурях иноземных нашествий и ордынского владычества. Уже с конца 1480-х гг. начинаются “наезды” русских отрядов на пограничье Литвы — бывшие земли Смоленского, Черниговского, Полоцкого и других княжеств. На службу к Москве переходят князья воротынские, белевские и иные. По договору 1494 г. к России отошла Вязьма. А во время русско-литовской войны 1500— 1503 гг. московские войска освободили многие города по Десне и Днепру: Брянск, Мценск, Гомель, Рыльск и др. На смоленском направлении князь Даниил Щеня, выдающийся полководец той поры, наголову разгромил на реке Ведроши литовского гетмана князя Константина Острожского (14 июля 1500 г.).

На стороне Александра Казимировича, зятя Ивана III (литовский великий князь был женат на его дочери Елене), выступил Ливонский орден. Но тот же Щеня одержал и здесь блестящую победу — разбил ливонцев при Гельмете, под Дерп-том (1501 г.).

По договору 1503 г. к России перешли земли по Десне и Сожу, в верховьях Днепра и Западной Двины, с Черниговом, Новгородом-Северским, Стародубом, Гомелем, Брянском и т. д. Несколько лет спустя Александр литовский начал новую войну (1507—1508 гг.) против Москвы в союзе с Ливонией и Крымом. Но он не добился успеха и вынужден был признать прежние приобретения России.

Нападения Менгли-Гирея, крымского хана и союзника Литвы, на русские земли стали предлогом для новых походов Василия III на запад (1512—1514 гг.). В их результате московские полки овладели Смоленском.

Русские люди могли гордиться тем, что было сделано в те славные десятилетия конца XV и начала XVI столетия. Летописец отразил эти чувства своих современников: “Наша великая Русская земля освободилась от ига... и начала обновляться, как будто перешла от зимы к тихой весне. Она снова достигла своего древнего величества, благочестия и спокойствия, как при первом князе Владимире”.

Процесс объединения земель, образование единого государства способствовали консолидации русских людей, складыванию вели

корусской народности. Ее территориальной базой были земли Владимиро-Суздальского княжества, населенные некогда вятичами и кривичами, и Новгородско-Псковская земля, где жили новгородские славяне и кривичи. Рост экономических и политических связей, общие задачи в борьбе за национальную независимость с Ордой, Литвой и другими противниками, исторические традиции, идущие из времен домонгольской Руси, стремление к единству стали движущими факторами их объединения в рамках од-' ной народности — великорусской. В то же время происходит отделение от нее других частей .бывшей древнерусской народности — на западе и юго-западе в результате ордынских нашествий и захватов литовских, польских, венгерских правителей идет формирование украинской (малороссийской) и белорусской народностей.

Нерусские народы. Некоторые из нерусских народностей входили в состав Древней Руси. Таковы угро-финские племена Волжско-Окского междуречья (меря, мещора и др.), которых застали переселявшиеся сюда из Поднепровья славяне. Карелы, чудь, ижора и другие проживали все эти столетия во владениях Новгородской республики. На крайнем севере под ее властью обитали коми-зыряне, коми-пермяки, ненцы (“самоеды”) и иные.

В XIV—XV вв. все северные народы стали подданными Москвы, и туда устремились ее купцы, промышленные люди. Добытые ими меха расходились по Руси и по окрестным странам. В Перми проповедовал среди коми учение Христа Стефан Пермский, осевший в Усть-Выми, которую он основал на месте языческого мольбища. Она стала центром Пермской епархии, которую он и возглавил (1383 г.). Епархия была своего рода полунезависимым владением, вассалом Москвы. Ее владыки заняли богатые и обширные земли по Вычегде. Здесь по приказу из Москвы воздвигли городки Еренский, Вожемский и другие для защиты Вычегодского края от нападений новгородцев, зауральских остяков и вогулов, т.е. хантов и манси.

Во время похода 1483 г. воеводы Ивана III пришли в “Югру на Обь великую реку”. Они разбили на реке Пелыме местного князя Асыку, затем князей югорских на Оби. Поход 1499—1500 гг. воеводы князя Семена Курбского привел к присоединению Югры, расположенной в Западной Сибири, к России.

ДВОРЯНИН МЕДВЕДЕВ - http://robertasmir.forum24.ru Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]


администратор




Сообщение: 97
Зарегистрирован: 29.03.08
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.08.08 13:29. Заголовок: ИВАН III ВАСИЛЬЕВИЧ (22.01.1440 - 27.10.1505+)


ИВАН III ВАСИЛЬЕВИЧ (22.01.1440 - 27.10.1505+)

Родители : Василий II (1415-1462+), Мария Ярославна;

(см. генеалогическую таблицу)

Дети :
1.Мария (1442-1467+), дочь Бориса Александровича, князя тверского =>

*

Иван Молодой (1458-1490+), вел. князь тверской; жена - Елена Стефановна (Волошанка) (1505+), дочь Стефана III, господаря Молдавского =>
o

Дмитрий Внук (10.10.1483 - 14.02.1509+) вел. князь владимирский;

Вначале, после смерти Ивана Молодого, Иван III был расположен в пользу невестки и внука Дмитрия и даже венчал его на царство (1498г). Но через год, помирившись с женой Софьей и сыном Василием, подверг Елену и Дмитрия опале, заключил их в тюрьму, где они и умерли.

2.Софья (Зоя) Палеолог (1448-7.04.1503+), дочь Фомы Палеолога, племянница последнего византийского императора Константина IX =>

*

Елена (1474-?);
*

Феодосия (1475-?);
*

Елена (1476-1513+), жена литовского князя Александра Казимировича;
*

Василий III (1479-1533+);
*

Юрий (1480-1536+), кн. дмитровский;
Арестован и умер в тюрьме как обладатель наибольших прав на престол в период регентства Елены Глинской при малолетнем Иване IV.
Жена - Ефросиния;
*

Дмитрий Жилка (1481-1521+), кн. угличский;
*

Феодосия (1485-1505+), с 1500 года жена князя В.Д.Холмского;
*

Симеон (1487-1518+), кн. калужский;
*

Андрей (1490-1537+), кн. старицкий;
Со своим старшим братом, великим князем Василием III, прожил в согласии. Через несколько дней по кончине Василия (1533), по приказанию правительницы Елены, был схвачен старший из братьев покойного, Юрий, по обвинению в крамоле, и посажен в тюрьму. Андрей не был заподозрен в соумышленничестве с Юрием и спокойно жил в Москве до сорочин по великом князе Василии. Собравшись уезжать к себе в удел, Андрей стал припрашивать городов к своей вотчине; в городах ему отказали, а дали вещи - шубы, кубки, коней. Андрей уехал недовольный. Нашлись люди, которые об этом передали Елене, а Андрею сообщили, что его хотят схватить. Приезд Андрея в Москву для личного объяснения с правительницей не положил конца взаимным недоразумениям. В Москву доносили, что Андрей собирается бежать. Елена послала звать князя старицкого в Москву на совет о войне казанской (в 1537 году). Три раза приглашали его в Москву, но он не ехал, отговариваясь болезнью. Тогда было снаряжено в Старицу посольство из духовных особ, и, вместе с тем, было двинуто сильное войско, чтобы отрезать путь к литовской границе. Узнав об этом, Андрей направился в Новгородскую область, где ему удалось возмутить многих помещиков. Настигнутый великокняжеским войском, под начальством любимца Елены, князя Овчины-Телепнева Оболенского, Андрей не решался вступить в битву и согласился приехать в Москву, понадеявшись на обещание Оболенского, что там не сделают с ним ничего худого. Елена, однако, сделала Оболенскому строгий выговор, зачем без ее приказания дал клятву князю. Андрей был заключен в тюрьму, где и умер через несколько месяцев ("уморен под железной шапкой"). Его жена Ефросиния и сын Владимир также были посажены в тюрьму.
=>
o

Владимир (1533-1569х), кн. старицкий;
*

Евдокия (1492-1513+), с 1503 года жена Петра, царевича Кайдаккула;

Продолжение ниже по ссылке..

http://slil.ru/26027863

ДВОРЯНИН МЕДВЕДЕВ - http://robertasmir.forum24.ru Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 136
Зарегистрирован: 29.03.08
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.06.09 16:44. Заголовок: Падение ордынского ига


Падение ордынского ига

В XV в. происходит распад некогда могущественной Золотой Орды. В 30-е годы от нее отделяются Крым, Астрахань, а в Среднее Поволжье переходят кочевники бывшего хана Золотой Орды Улуг-Мухаммеда, которые образуют Казанское ханство. Преемницей Золотой Орды стала Большая Орда, ханам которой вынуждены были подчиняться и платить дань русские князья.

Эта "традиция" была нарушена Иваном III в 1476 г. Воспользовавшись неблагоприятными условиями для московского князя (конфликт с братьями из-за уделов, напряженность на западных границах), хан Большой Орды Ахмат, собрав почти 100-тысячное войско и заключив договор с литовским князем Казимиром, выступил в поход.

Иван III, находясь в сложной ситуации, не решался на крупные военные действия, хотя его войска стояли в ожидании на Оке. В начале октября обе рати оказались друг против друга на берегах притока Оки-Угры. Дважды пытался Ахмат форсировать небольшую, но бурную речку - но оба раза был отброшен. Не дали результата и переговоры. Не пришел на помощь и Казимир IV, на владения которого совершил набег союзник Ивана III и враг Ахмата крымский хан Менгли-Гирей. Выпавший в начале ноября 1480 г. снег как бы похоронил последние надежды ордынцев. 11 ноября Ахмат увел свои войска в степи, где вскоре погиб. Так закончилось "стояние на Угре", приведшее к неизмеримо большим результатам, чем сражения: иго пало.

Видимо, не являясь крупным военным стратегом, Иван III обладал талантом дипломата. Именно это привело к той ситуации на политической карте Европы, которую лаконично сформулировал не чуждый занятиям русской историей Карл Маркс: "Изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва замечавшая существование Московии, стиснутой между Литвой и татарами, - была ошеломлена внезапным появлением огромного государства на ее восточных границах". В 1462 г. Иван III наследовал княжество, размеры которого не превышали 430 тыс. кв. км, при вступлении на престол внука - Ивана IV в 1533 Г. территория Руси увеличилась в шесть раз, достигнув 2800 тыс. кв. км.

ДВОРЯНИН МЕДВЕДЕВ - http://robertasmir.forum24.ru Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 138
Зарегистрирован: 29.03.08
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.06.09 17:27. Заголовок: БЫЛЬ ПРО "ИНОКА" ПЕРЕСВЕТА или как церковь к Русскому подвигу "примазалась"


БЫЛЬ ПРО "ИНОКА" ПЕРЕСВЕТА или как церковь к Русскому подвигу "примазалась"

Любят православные публицисты помянуть Куликово поле. И если в этот момент обличает такой публицист злодеев-"неоязычников", то не преминёт заметить - мол, вот она, Русь-то матушка православная, на бой святым Сергием Радонежским благословённая, с иноком Пересветом впереди. А где, мол, ваши язычники были, полканы да кукеры (кукеры православных публицистов особенно волнуют; не иначе как своими во всех смыслах выдающимися мужскими качествами, не зря ведь Кураев жалуется, что у православия - женское лицо)?!

Действительно, ежели про Куликово поле судить по школьным учебникам, да по, скажем, мультфильму "Лебеди Непрядвы" (мультфильм, не спорю, и впрямь хорош) - тогда да, всё так и было - и Сергий князя благословлял, и Пересвет в одной рясе да скуфейке на бой с закованным в железо ордынцем скакал.

Только стоит обратиться к источникам. И красивая - хоть сейчас миниатюру под Палех лакируй! - картинка рассыплется. Слишком уж много загадок вокруг Пересвета. Летописи про него вообще молчат. Молчит про него и про его брата Ослябю и житие Сергия Радонежского. А это уж просто поразительно - неужели благословение на бой с погаными ордынцами двух братьев из обители - настолько уж проходная, ничего не стоящая деталь?! Как Сергий копал огород - важно, а как послал на бой за Отечество и веру двух парней из монастыря - ерунда? Ведь, согласно более поздним, через сто лет после битвы записанным преданиям, Сергий возложил братьям - иногда их именуют послушниками - схимы...

Современному человеку трудно понять, что тут такого уж, из ряда вон выходящего. Однако необычное, мягко говоря, в этой ситуации есть. Церковь часто именуется воинством Христовым, и, как во всякой армии, есть в ней своя жесткая субординация. Схимник - иначе говоря, схимонах - одно из высших званий в этой армии. Сперва человек становится послушником - года так на три, потом его постригают, делают рясофором - еще не монахом! - потом идет просто монах, потом - иеромонах, а вот уж потом... Прочувствовали? Поверить, будто обычному монаху - не говоря про послушника - надели схиму, все равно, что поверить в то, что лейтенанта за какой-то подвиг произвели в генерал-лейтенанты. Такие превращения бывают разве что во снах кадета Биглера из "Бравого солдата Швейка". Или вот ещё - по законам православной церкви, ни священник, ни, тем более, монах не имеют права ни при каких обстоятельствах брать в руки оружие и принимать участие в боевых действиях. Бывали в истории России полковые батюшки, с крестом в руках шедшие рядом с солдатами на вражеские редуты - за что им, конечно, честь и хвала - но даже там, в гуще боя, никто из них не брался за оружие; не было у православных воинствующего монашества католиков, всех этих тамплиеров, госпитальеров, иоаннитов и прочих меченосцев. То есть православный монах, получающий схиму и участвующий в бою с оружием в руках - это такое диво, такая двойная невидальщина, что ему бы самое место на страницах летописей и житий, рядом с хвостатыми звездами, землетрясениями, говорящими конями и тому подобными редкостями. Однако - молчание!

Из современных Куликовской битве памятников Пересвета упоминает одна "Задонщина", зато она совершенно молчит о Сергии и его благословении. Пересвет в ней "злачёным доспехом посвечивает". Вот и все сказки про рясу или схиму! При всем нашем уважении к знаменитому художнику Васнецову, он был неправ, изображая Пересвета в схиме. Правы были советский художник Авилов и язычник Васильев, изобразившие Пересвета в доспехах русского богатыря.

В самых же ранних редакциях "Задонщины" Пересвета и чернецом-то вовсе не именуют. "Хоробрый Пересвет поскакивает на своем вещем сивце, свистом поля перегороди". Хорош смиренный инок? Дальше - пуще: "а ркучи таково слово: "Лутчи бы есмя сами на свои мечи наверглися, нежели от поганых полонённым"". Картина маслом кисти Репина, "Приплыли" называется. Православный монах проповедует самоубийство с помощью собственного меча, как предпочтительное плену. Да ведь это - нормальная этика русского воина-язычника времен Игоря или Святослава! О русах, кидающихся на собственные клинки, лишь бы не попасть в плен к врагу, пишут грек Лев Диакон и араб ибн Мискавейх.

Да был ли он монахом-то - закрадывается нехорошее подозрение. Если и был - то определенно не Троицкого монастыря Сергия Радонежского, потому что в синодике - поминальном перечне - Троицкой обители имя Александра Пересвета отсутствует (как, впрочем, и его брата - Родиона Осляби). Захоронены оба героя в Старо-Симоновском монастыре на территории Москвы - вещь также совершенно невероятная, если бы они были монахами другой обители. Да как бы Троицкая обитель допустила бы, чтоб столь знаменитые и выдающиеся ее братья покоились в "чужой" земле?

Между прочим, оба брата были на момент битвы отнюдь не пухлогубыми безусыми богатырями из "Лебедей Непрядвы", а людьми более чем взрослыми. У младшего, Осляби, был взрослый сын, погибший на поле Куликовом. Род старшего, Пересвета, так же не прервался - в XVI веке на Руси появляется его дальний потомок, литовский выходец Иван Пересветов.

Но стоп! Отчего же литовский выходец? Да оттого, что братья называются во всех источниках "боярами брянскими" или "любучанами" - выходцами из расположенного неподалёку от Брянска городка Любутска на Оке. А во времена Куликова поля это были земли Великого княжества Литовского и Русского. И на поле Куликовом брянские бояре могли оказаться лишь под знамёнами своего сюзерена литвина Дмитрия Ольгердовича, Брянского князя, пращура рода Трубецких, пришедшего на службу князю Московскому зимой 1379-1380 годов.

Когда ж Пересвет с Ослябею успели в монахи-то постричься? Да ещё в монастыре, расположенном на московских землях? Да еще успеть за полгода пройти послух - как мы помним, трехлетний - и "дослужиться" до схимников?

Вопросы, вопросы, вопросы... и ни на один нет ответа. Точнее есть - один на все разом. В год Куликовской битвы ни Пересвет, ни Ослябя монахами не были. Ни Троицкого монастыря, ни какого-нибудь другого - ибо монах от всех мирских обязанностей освобождается, и, прими братья постриг на литовской земле, им незачем было следовать за своим - уже бывшим - сюзереном в Московское княжество.

Между прочим, сам Дмитрий Ольгердович был крёщен-то уже в зрелом возрасте. В душах его бояр, суда по "святотатственной" реплике Пересвета, христианство также не успело пустить корней. Как и в душе ещё одного литовского выходца, воеводы Дмитрия Боброка, перед битвою ни много, ни мало - ворожащего своему тёзке, великому князю Московскому, ещё не прозванному Донским, о победе по волчьему вою, заре и "голосу земли". По свидетельству Гальковского, ещё в начале ХХ века русские крестьяне - кстати, из западно-русских, "литовских" во времена Пересвета Смоленских краёв - вот так, на восходе Солнца, кланялись Земле, кланялись тайно и сняв предварительно крест. Тайну Дмитрий Иванович соблюл; любопытно, снимал ли он крест?

Ослябя, оставшийся в живых в Куликовской сече, позднее служил в боярах у ещё одного литовского выходца - митрополита Киприана, под старость же и впрямь постригся в монахи. Так, надо думать, и появился в источниках "чернец Родион Ослябя", ну а уж коли в "Задонщине" (первые списки которой ни словом не намекают на монашество брянских бояр) он называет Пересвета братом, то монахи-летописцы и сделали "логический" вывод, задним числом вписав в свои ряды обоих героев Куликова поля. И произошло это, судя по летописям и спискам "Задонщины" не ранее конца XV века, когда иго было уже окончательно свергнуто и провалилась последняя попытка реставрировать его (хан Ахмат в 1480 году). Тогда же возникло и "Сказание о Мамаевом побоище", перекроившее чуть не всю историю Куликовской Битвы "на злобу дня", и упоминания о небывалом походе на Куликово поле Ягайлы (в "Сказании..." вообще почившего за несколько лет до сечи на Непрядве Ольгерда), невесть отчего повернувшего с полдороги. Позвольте посмеяться над распространенными объяснениями, что свирепый воин и полководец "испугался" остатков московского войска, только что перенесшего страшное сражение. Это-то объясняется хорошо - соперничество Москвы с Литвой в собирании Русских земель было в разгаре, Литва - точнее, уже Речь Посполитая - стала католической и начала, на свою, в конечном счете, голову, притеснять православных - короче, про Литву просто требовалось сказать какую-нибудь гадость. Хотя бы просто чтоб "замазать" активнейшее участие Андрея и Дмитрия Ольгердовичей с их подданными - Боброком, Пересветом, Ослябей - в великой победе над Ордой.

Но понятно и желание церкви прибрать к рукам имена героев Куликова поля. Церкви тоже хотелось кое-что "замазать" - только не чужие подвиги, а собственное... м-да, тут как-то никаких цензурных определений на язык не подворачивается... ну, скажем, собственное поведение во времена ига. Ярлыки, которыми награждали митрополитов ханы Менгу-Темир, Узбек, Джанибек и их потомки, говорят сами за себя. Под угрозой мучительной смерти запрещалось не только причинять какой-либо вред "церковным богомольцам" или посягать на их имущество - даже словесно оскорблять православную веру! Против кого направлены были эти указы - ясно: до XIII века на Руси действовали капища Древних Богов. Но лучше всего - мотивация этих суровых запретов в ханских ярлыках: "зане они за нас и за весь род наш бога молят и воинство наше укрепляют".

Что тут сказать... не говорить хочется - кричать! Особенно хорошо читать это после того, как почитаешь душераздирающее "О разорении Рязанской земли Батыем", да вдобавок - описания раскопок сожженных Ордой городов с детскими скелетиками в печах и распятыми останками изнасилованных и убитых женщин; после того, как ознакомишься с сухой археологической статистикой - 75% городов и сел северо-восточной Руси не пережили XIII века, были уничтожены полностью - это при том, что в уцелевших шла резня, выживали единицы... с описаниями рабских рынков на черноморском берегу того времени, набитыми золотоволосым, синеглазым живым товаром из Руси...

Это они за них молили своего бога! Это их воинство они укрепляли! И действительно укрепляли - когда тверичи восстали против ордынского ига и убили сборщика податей Чолхана (Щелкана Дудентьевича из былины, который "у кого коня нет - дитя возьмёт, у кого дитя нет - жены возьмёт, у кого жены нет - самого возьмёт"... церковники, кстати, дани не платили вообще), когда московский князь Калита вместе с ордынцами разгромил и сжег Тверь, а тверской князь Александр сбежал в вольный Псков, до которого не дотягивались длинные лапы Орды, митрополит Феогност под угрозой отлучения заставил псковичей выдать защитника русских людей на казнь татарам.

Вы не поверите, читатели, но ещё в XV веке церковники нисколько не скрывали этого союза с Ордой. Они им хвалились, писали посягнувшему на церковные земли Ивану III: "мнози и от неверных и нечестивых царей... зело по святых церквах побораху, не токмо в своих странах, но и в Руссийском вашем царствии, и ярлыки давали". Не знаешь, на что пуще умиляться - на это дивное - "вашем Руссийском царствии" - прямо таки нынешняя "эта страна" - или на саму беспредельную наглость, защищающую нажитое при оккупации добро в едва освободившейся стране ссылками на законы оккупантов.

Однако вскоре Русь окончательно поставила Орду на место на Угре, и церковники - тут же, "и мужниных ещё сапог не износивши" - кинулись примазываться к победе над Ордой. Так посмертно "постригли" в троицкие монахи полуязычников из дремучих брянских лесов, братьев-бояр Ослябю и Пересвета.

Исторический же Александр Пересвет никогда не был монахом, обитель Сергия разве что мимо проезжал. Я знаю, что эта статья мало что изменит - как были, так и останутся бесчисленные картинки с Пересветом, вопреки всякому здравому смыслу, скачущему на врага в долгополой сутане, как звучали, так и будут звучать экстатические завывания штильмарков и уткиных про "подвиг схимника Пересвета, благословлённого на бой святым Сергием". Что ж, вольному - воля, вольному - правда, а "спасённым" - их рай, их краденые герои и ворованные подвиги. Каждому своё. Я писал не для них...

Источник: white-traditions.nm.ru

ДВОРЯНИН МЕДВЕДЕВ - http://robertasmir.forum24.ru Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Сообщество помощи бездомным животным Помощь бездомным животным. Проект Хвосты.ru Прогноз погоды в городе Москва free counters Бесплатный анализ сайта